Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов

  Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов является одной из процедур, направленных на преодоление коррупции, как социально-негативного явления, представляющего  угрозу институтам государства и стабильности общественной жизни.

  На сегодняшний день законодательного определения понятия антикоррупционной экспертизы не имеется. Из анализа действующего законодательства следует, что  антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (далее НПА) заключается в оценке нормативных правовых актов на наличие условий, способствующих проявлению коррупции.

  Согласно положениям ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»  антикоррупционная экспертиза НПА  и их проектов проводится в порядке, установленном Генеральной прокуратурой РФ;  Правительством  РФ; нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (в зависимости  от субъекта, проводящего экспертизу),  и во всех случаях согласно методике, определенной Правительством РФ.

    Антикоррупционную экспертизу  помимо органов государственной власти и местного самоуправления, могут осуществлять аккредитованные Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы НПА и их проектов юридические и физические  лица.

    Для обеспечения проведения  антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения применяется Методика проведения антикоррупционной экспертизы НПА и их проектов, утвержденная постановлением Правительства РФ от 26.02.2010г. № 96 (далее Методика).

    Методика основана на проверке НПА и их проектов на соответствие правилам юридической техники (формальный аспект) и оценке  норм с коррупционной составляющей (содержательный аспект).

    Согласно Методике коррупциогенные факторы могут быть 2 видов:

1.     факторы,  устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, которыми являются:

а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).

    2. факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:

а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

   При этом следует отметить, что антикоррупционная экспертиза не должна быть сведена к поиску в НПА текстуальных совпадений с определенными Методикой маркерами, указывающими   на возможность наличия  коррупционного фактора.

     Для  достижения задач политики противодействия коррупции путем эффективной антикоррупционной экспертизы НПА и их проектов необходим грамотный функциональный и юридический анализ нормативного правового акта в целом.