Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

О порядке проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов

Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее – Федеральный закон) институтам гражданского общества и гражданам предоставлено право проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Вместе с тем, следует указать, что не все институты гражданского общества и граждане могут проводить указанную экспертизу.

Из Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (далее – Правила и Методика проведения экспертизы) следует, что антикоррупционная экспертиза проводится юридическими и физическими лицами только в случае их аккредитации Министерством юстиции РФ в качестве независимых экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы (далее - эксперты).

Порядок и условия аккредитации экспертов предусмотрены приказом Минюста России от 27.07.2012 № 146 "Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции РФ по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством РФ".

В Федеральном законе закреплено, что экспертизе подлежат действующие на территории Российской Федерации нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов.

Под нормативным правовым актов принято понимать - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Следует иметь ввиду, что указанная экспертиза проводится за счет собственных средств инициатора экспертизы.

В процессе проведения антикоррупционной экспертизы соответствующие эксперты должны применять Правила и Методику проведения экспертизы, утвержденные Правительством РФ.

В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов их разработчики должны размещать названные проекты нормативных правовых актов на своих официальных сайтах в сети Интернет. При этом указывается дата начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме, утвержденной Минюстом РФ (приказ от 21.10.2011 № 363), которая представлена в двух вариантах: в случае выявления коррупциогенных факторов, а также в случае их отсутствия. В заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом (разработчиком), которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

  

Разъяснение законодательства подготовлено старшим помощником прокурора Республики Алтай Амургушевым С.В.